Возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности РФ

Возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности РФ – Малина-групп

Возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности РФ

Аренда, покупка и продажа недвижимости осуществляется только согласно законодательству Российской Федерации. Для разных ситуаций существуют различные законы, определяющие требования и условия осуществления сделок. Чтобы максимально разъяснить и определить процесс покупки арендуемой недвижимости лицом с малым и средним бизнесом был разработан Федеральный закон 159.

Общие положения закона

ФЗ о муниципальной собственности в РФ был принят Государственной Думой 4 июля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года. Последние изменения в него вносились 1 июля 2017 года. ФЗ о муниципальной собственности состоит из 10 статей.

Этот закон регулирует правоотношения между участниками во время отчуждения государственной собственности и при отчуждении недвижимости, принадлежащей государству, арендуемой лицами малого, среднего бизнеса.

Отношения между лицами с малым или средним бизнесом, приватизирующими арендованное у государства имущество, но не относящиеся к описываемому ФЗ, регулируются Федеральным законом номер 178 о приватизации гос. или мун. имущества.

Краткое содержание Федерального закона номер 159 об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности государства или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами с малым и средним бизнесом:

  • 1 ст. – цели и правоотношения, на которые распространяется описываемый Федеральный закон;
  • 2 ст. – список особенностей и нюансов при отчуждении арендуемого имущества;
  • 3 ст. – лица, обладающие преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества и процесс использования преимущественного права;
  • 4 ст. – порядок, по которому лица имеют право реализовать свое преимущественное право приобретения арендуемого имущества;
  • 5 ст. – порядок оплаты, по которому лица приобретают при преимущественном праве арендуемое имущество;
  • 6 ст. – последствия и ответственность за нарушения и несоблюдение требований и условий по порядку совершения сделок в сфере возмездного отчуждения государственного или муниципального имущества;
  • 7 ст. – список необходимых изменений, внесенных и вступивших в силу в Федеральном законе 178 о приватизации государственного и муниципального имущества;
  • 8 ст. – список необходимых изменений, внесенных и вступивших в силу в Федеральном законе 209 о развитии малого и среднего предпринимательства;
  • 9 ст. – список переходных положений закона, дополнительных и заключительных условий, положений и требований;
  • 10 ст. – дата и процесс вступления в силу описываемого закона.

Описываемая область регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральными законами номе 178 и 209, Конституцией России и международными договорами РФ.

Последние поправки

Последние изменения в 159 Федеральный закон были внесены 1 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 141. Изменения были внесены в статью 10. В часть третью 10 статьи была добавлена фраза «за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи».

В статью 10 также была добавлена часть четыре, в которой написано, что все сделки, осуществляемые с целью реновации жилищного фонда, с отчуждением любого имущества из собственности Российской Федерации регулируются статьями 1 – 6 и 9 описываемого Федерального закона.

Любые действия в таких сделках будут регулироваться этими статьями до окончания срока реновации.

Согласно третьей статьей преимущественное право может быть использовано лицом только при условиях:

  • Имущество у арендатора временно находится от двух лет и более, при составленных официально и по закону договорах аренды;
  • В день заключения сделки купли-продажи арендуемого имущества информация о лице, занимающимся малым или средним предпринимательством не была исключена из единого реестра;
  • У лица, арендуемого имущество, отсутствуют штрафы, неустойки, просроченные платежи;
  • Имущество, которое лицо арендовало и собирается покупать, не включено в перечень предназначенного к передаче, но принадлежащего государству, согласно ФЗ 209;
  • Последний пункт утратил силу 1 июля 2013 года.

Таким образом, в статье три написано, что лица с малым или средним бизнесом при возмездном отчуждении государственного имущества имеют право на использование преимущественного права при покупке.

В статье номер шесть описаны последствия и ответственность лиц при нарушениях и при несоблюдении условий и требований при совершении сделок с возмездным отчуждением госимущества. Согласно первому пункту статьи такие сделки, с нарушенными требованиями и условиями, считаются ничтожными.

Согласно второму пункту статьи, в случае, если субъект малого или среднего предпринимательства, арендующий определенное государственное имущество, узнал, что имущество было продано без использования преимущественного права, он имеет право подать в суд. Для подачи в суд у лица есть два месяца.

Иск подается с бумагами, доказывающими, что лицо не знало о продаже и не было использовано преимущественное право. В случае положительного решения суда субъект сможет стать покупателем имущества.

В статье восемь описаны изменения, внесенные в Федеральный закон номер 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В статью номер девять был добавлен 16 пункт, согласно которому среди полномочий органов государственной власти – формирование развития и помощи инфраструктуры субъектов и объектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно этим изменениям в статью 13 был добавлен пункт 5. Согласно этому пункту, все решения и действия, проводимые для развития инфраструктуры, публикуются средствами массовой информации и на официальных страницах органов в сети интернет.

Источник: http://malina-msk.ru/vozmezdnoe-otchuzhdenie-imuschestva-nahodyaschegosya-v-sobstvennosti-rf/

Фз 159 об особенностях отчуждения недвижимого имущества

Возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности РФ

Аренда, покупка и продажа недвижимости осуществляется только согласно законодательству Российской Федерации. Для разных ситуаций существуют различные законы, определяющие требования и условия осуществления сделок. Чтобы максимально разъяснить и определить процесс покупки арендуемой недвижимости лицом с малым и средним бизнесом был разработан Федеральный закон 159.

Скачать 159 ФЗ в новой редакции

159 ФЗ с изменениями и дополнениями позволяет понять и изучить процессы осуществления отчуждения арендуемого государственного имущества лицами с малым или средним бизнесом.

В случаях, когда лица считают, чтобы были произведены нарушения или были нарушены требования и условия, согласно которым задеты права лица, человек может подать иск в суд.

Чтобы разрешить дело в пользу себя, рекомендуется изучить настоящий Федеральный закон.

Скачать Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/fz-159-ob-osobennostyax-otchuzhdeniya-nedvizhimogo-imushhestva/

Отчуждение имущества: разбираемся детально

Возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности РФ

Для начала уточним, что означает понятие отчуждения имущества. По сути, это передача объекта во владение другого человека, в связи с чем он становится новым его собственником. Также под отчуждением понимают передачу любого имущественного права другому лицу. Например, можно передать право собственности на ценные бумаги или деньги.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн консультанту во всплывающем окне внизу или звоните по телефонам указанным на сайте.

Это быстро и бесплатно!

Отчуждение имущества – вопрос сложный в правовом смысле, поэтому он требует подробного изложения. Человек, имеющий конкретную проблему, связанную с продажей, покупкой, дарением имущества и т.п.

, может легко запутаться в этих тонкостях. Общей информации не всегда достаточно для всестороннего понимания вопроса.

В таком случае предпочтительнее обратиться к юристам, адвокатам, которые смогут дать профессиональные рекомендации именно по вашему случаю.

Самый простой и быстрый вариант – это консультация специалистов нашего сайта, которые дадут оперативный и качественный ответ.

Объекты интеллектуальной собственности и услуги не подлежат отчуждению, это невозможно. В таком случае прибегают к распоряжению правом. Например, право собственности на рукопись продать реально, в отличие от самой рукописи как ценности.

Факт отчуждения должен быть зарегистрирован либо зафиксирован в особом договоре. При этом последующая государственная регистрация остается обязательной.

Разнообразные виды отчуждения собственности регулируются множеством ФЗ (Федеральных законов), требующих досконального изучения.

Каким образом человек может расстаться с имуществом?

Не нашли ответ? Консультация юриста бесплатно!

Добровольное отчуждение возможно двумя способами: безвозмездным и возмездным. В первом случае человек ничего не получает за свой объект. Вариант – принудительное отчуждение, например, в пользу государства. Во втором случае собственник получает взамен деньги, услуги, вещи и т.д. Это происходит в ходе купли-продажи или обмена.

Но существуют более тонкие правовые различия, с которыми владельцам приходится сталкиваться в процессе сделок со своей собственностью. Конечно же, наибольший интерес вызывает работа с недвижимостью. В этой сфере чаще всего случаются противоречивые ситуации, требующие детального рассмотрения. Далее – только самое важное об особенностях отчуждения недвижимого имущества.

Недвижимость и дети

Любое уважающее себя агентство недвижимости предлагает в числе своих услуг работу с продажей собственности несовершеннолетних граждан. Спрос на это оправдан, так как продать квартиру, собственником которой является ребенок, для многих действительно представляется сложной задачей в связи с особенностями законодательства РФ. Наиболее спорные вопросы в этой сфере:

  1. Возможно ли выдавать доверенность на продажу собственности ребенка от его имени?
  2. Необходимо ли получать разрешение на осуществление сделок с собственностью несовершеннолетнего от органа опеки и попечительства (далее — ООП)?
  3. Требуется ли участие ООП в сделке, если от ребенка уже получена доверенность?
  4. Насколько возможен раздел имущества, если один из собственников еще не достиг возраста 18 лет?

Каким образом ООП влияет на распоряжение гражданами своим имуществом?

ООП имеет прямое отношение к операциям с недвижимостью, затрагивающим права несовершеннолетнего. В случае несоблюдения ряда определенных условий, предусмотренных законодательством, договор признается недействительным через суд, и наступают соответствующие правовые последствия.

Если родители принимают решение о том, что необходима, например, продажа имущества несовершеннолетнего, то их действия должны подчиняться требованиям российского законодательства.

ГК РФ (ст. 37) дает информацию о тонкостях продажи имущества несовершеннолетнего. Текст статьи указывает, что именно ООП выдает разрешение на следующие виды операций с недвижимостью:

  • продажа;
  • мена;
  • сдача в аренду, залог;
  • дарение;
  • предоставление третьему лицу в пользование (безвозмездное).

Также в этот список входят операции, по итогу которых несовершеннолетний отказывается от своих имущественных прав либо его помещение становится меньше (при разделе имущества или выделении долей).

В каких ситуациях права несовершеннолетнего могут быть не соблюдены должным образом?

  1. если ребенок является владельцем (одним из владельцев) недвижимости по договору;
  2. ребенок является участником приватизации;
  3. ребенка не включили в приватизацию помещения, несмотря на то, что на момент заключения договора имел на это право;
  4. ребенок является наследником жилища, что подкреплено свидетельством ;
  5. ребенок не является владельцем недвижимости, но имеет регистрацию по данному адресу, проживает по нему постоянно, а другого жилого помещения не имеет.

Если сделка по собственности несовершеннолетнего была осуществлена без разрешения ООП, то он вправе направить в судебную инстанцию иск о признании сделки не соответствующей букве закона. Тогда расторжение договора об отчуждении недвижимого имущества практически неизбежно.

Алгоритм получения разрешения от ООП

При необходимости заключить сделку по жилому имуществу с участием ребенка родители должны направить заявление в ООП, где уведомить о своем намерении. После этого будет принято решение о предоставлении разрешения или запрете на отчуждение имущества.

Список необходимых документов помимо заявления (копии):

  • родительские удостоверения личности (обычно паспорта);
  • свидетельство о том, что брак между родителями был зарегистрирован (расторгнут);
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  • документы на отчуждаемый объект недвижимости (уточните список в своем районном ООП);
  • документы на покупаемое помещение;
  • заявление от ребенка о согласии на отчуждение недвижимости, если он достиг возраста 14 лет, а также копия паспорта ребенка;
  • справка об адресе регистрации ребенка.

Необходимо отметить еще один важный момент. ООП способствует совершению сделки только тогда, когда вместо продаваемого объекта ребенку будет приобретено равноценное (или превосходящее отчуждаемое) по площади жилище.

В интересах ребенка не допустить того, чтобы жилищные условия изменились в худшую сторону. Кроме того, сделки по продаже квартиры (дома) и покупке нового должны происходить одномоментно.

Тем не менее, есть исключения из этого требования. Если семья переезжает в другой населенный пункт, и жилье будет покупаться там, то разумнее деньги от продажи перевести на личный счет ребенка. А в заявлении нужно указать дату, до которой новое жилье будет куплено.

В случае если оно покупается в жилищно-строительном кооперативе, то ООП оценивают стадию строительства перед тем, как принимать решение.

По истечении месяца после совершения сделок купли-продажи нужно проинформировать ООП о том, что ребенок стал владельцем нового жилья. Нужно подтвердить этот факт копиями соответствующих документов.

Государственная недвижимость – интересная инвестиция для предпринимателей

Отчуждение государственного имущества или муниципальной собственности подразумевает сделку по купле/продаже, где государство или муниципалитет выступает продавцом, а покупатель – это представитель малого либо среднего бизнеса, арендатор интересующих его объектов. Советские времена, когда купля-продажа национальной собственности была под запретом, давно прошли. Сегодня есть шанс стать владельцем весьма привлекательных объектов.

Данная возможность регулируется ФЗ РФ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества». Искать в базах следует под № 159-ФЗ, дата издания 22.07.2008 г.

С недавних пор государство начало поддерживать процесс формирования предпринимательства в России.

Поэтому привилегией на покупку государственного и муниципального имущества обладают владельцы фирм, чьей основной деятельностью является добыча природных богатств, а также их переработка (ст. 3 ФЗ № 159). Исключение составляют повсеместно распространенные полезные ископаемые.

Ст. 3 ФЗ перечисляет условия, соблюдение которых нужно предпринимателям, чтобы воспользоваться дарованной законом привилегией:

  1. государственное или муниципальное имущество должно быть арендовано не менее двух лет (непрерывно);
  2. обязанность погасить долг по ренте государственного или муниципального имущества;
  3. объект не входит в специальный список государственной или муниципальной собственности, опубликованный в ФЗ № 209 (24.07.2007 г.)

Как происходит покупка предпринимателями государственной и муниципальной собственности?

Ст. 4 ФЗ описывает процесс использования предпринимателями своей привилегии на покупку недвижимости у государства.

Управленческий орган (принадлежащий субъекту России либо муниципальный) обязан направить претендентам пакет документов:

  • копия соответствующего решения об существующих обстоятельствах (условиях) сделки;
  • предложение заключить договор купли-продажи государственной или муниципальной собственности;
  • проекты договоров об отчуждении имущества;
  • запрос на оплату задолженности по ренте (если таковая имеется); размер ее должен быть указан.

Бумаги должны быть направлены в период до десяти дней от принятия решения.

Далее статьей 4 ФЗ поясняется, что государственное или муниципальное предприятие, которое приняло решение об осуществлении сделки купли-продажи собственности, предлагает заинтересованному лицу заключить договор с указанием рыночной стоимости объекта.

Если предприниматель соглашается с условиями, то договор оформляется в течение одного месяца (30 дней). Если покупатель оспаривает назначенную цену государственного или муниципального имущества, процесс ожидания приостанавливается до получения истцом решения суда.

Также ФЗ обозначает, что арендатор должен предъявить пакет документов:

  • заявление;
  • подтверждение отсутствия задолженности.

Если документы соответствуют всем требованиям, то арендатор и продавец заключают договор купли-продажи.

ФЗ отмечает, что уступка привилегии (преимущественного права) третьим лицам невозможна.

Источник: http://realty-konsult.ru/obshchee/otchuzhdenie-imushhestva-eto.html

ФЗ-159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества» с изменениями

Возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности РФ

Недвижимость — это объект государственных и экономических интересов, выделенный в отдельную категорию. Устанавливается особый правовой режим, в результате которого требуется государственная регистрация прав, что способствует идентификации субъекта и объекта права.

Описание закона

Федеральный закон регулирует отношения, которые возникают в результате отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности субъектов РФ или же из муниципальной собственности недвижимого имущества. Закон был принят Государственной думой 4 июля 2008 года, а одобрен Советом Федерации спустя 7 дней. Последние изменения были внесены 1 июля 2017 года.

Краткое содержание закона «»Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»»:

  • Определяет отношения, которые регулируются действующим Федеральным законодательством;
  • Перечисляет особенности отчуждения арендуемого имущества;
  • Описывает порядок осуществления преимущественного права арендатором;
  • Описывает, что было изменено в Федеральном законе за последнее время.

Текст 159-ФЗ о выкупе муниципального имущества

Если государственным органом власти Российской Федерации было принято решение включить арендуемую муниципальную собственность в нормативно-правовые акты для последующей приватизации, она может быть принята органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Срок регистрации муниципальной собственности — 30 дней с момента отправления уведомления в совещательные органы или координационный совет.

Чтобы просмотреть изменения, дополнения и поправки в законе «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»перейдите по следующей ссылке.

Последние изменения, внесенные в ФЗ-159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества» с изменениями

Последние изменения в закон «Об особенностях отчуждения муниципальной собственности» были внесены 1 июля 2017 года. Изменилась ч 3 ст 10 и дополнена ч 4 ст 10.

Часть 3 статья 10

В ч 3 статьи 10 закона «О муниципальной собственности» абзаца было добавлено следующее предложение «за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.»

Часть 4 статья 10

В ч 4 ст 10 говорится об отношениях, которые возникают в результате отчуждения муниципальной собственности. Они регулируются статьями 1-6 и 9 действующего Федерального закона.

Ниже также рассмотрены другие статьи

Ст. 3

В ст 3 описывается, в какие моменты реализуется преимущественное право на приобретение арендуемой муниципальной собственности.

Ознакомьтесь  Закон о ремонте в квартире

Право реализуется в следующих случаях:

  • Арендуемое имущество находится во временном владении. Срок владения — 24 и более месяцев. Период владения подтверждает договор аренды имущества, за исключением случая, который предусматривается частью 2.1 статьи 9 действующего законодательства;
  • Задолженности по арендной плате за подобную муниципальную собственность нет. Также отсутствуют штрафы, пени и прочие неустойки в день, когда был заключен договор купли-продажи;
  • Арендуемого имущества нет в утвержденном списке в соответствии с частью 4 статьи 18 закона «О развитии среднего и малого предпринимательства в РФ». В нем определен перечень имущества (муниципального и государственного), которое передается во владение и пользование среднему и малому предпринимательству. Список исключений перечисляется в статье 9 настоящего Федерального закона.

Изменения в последнюю редакцию не вносились.

Ст. 6

В ст 6 определяются последствия, которые возникают в случае несоблюдения условий при совершении сделок в момент отчуждения муниципального или государственного имущества.

Если условия сделки по приватизации муниципального или государственного имущества были нарушены или не соблюдены, то в соответствии с Федеральным законом сделка признается ничтожной.

Если в момент продажи арендуемой недвижимости было выявлено нарушение преимущественного права на покупку субъекта среднего или малого предпринимательства, гражданин может потребовать перевести на себя обязанности и права имущества в процессе судебного заседания. Срок — 2 месяца с момента обнаружения нарушения условий договора купли-продажи муниципальной собственности.

Изменения в последнюю редакцию не вносились.

Ст. 8

В ст 8 определяется измененное содержание Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Например, некоторые статьи претерпели ряд изменений:

  • Статья 9 была дополнена пунктом 6. пункта звучит так: «формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности»;
  • Статья 13 была дополнена частью 5. В содержании говорится о том, что все совещательные результаты и решения федеральных органов исполнительной власти должны быть опубликованы в СМИ, а также размещены на официальном сайте государственного органа исполнительной власти.

Чтобы подробнее проанализировать закон «Об отчуждении государственной и муниципальной собственности», просмотреть изменения и поправки, перейдите по следующей ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/fz-159-ob-osobennostyax-otchuzhdeniya-nedvizhimogo-imushhestva/

159-ФЗ: о выкупе арендованного имущества

Возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности РФ

22 января 2009

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Юридическая консультация в помощь малому и среднему бизнесу

Речкин Роман Валерьевич
Старший партнер

Юристы ИНТЕЛЛЕКТ-С считают, что муниципалитеты будут всеми способами уклоняться от продажи субъектам малого и среднего бизнеса арендуемых ими помещений. В целях содействия в реализации права малого бизнеса на выкуп арендуемых помещений ИНТЕЛЛЕКТ-С подготовил нижеследующее заключение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ от 08 января 2009 года
о порядке применения Федерального закона от 22 июля 2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

При применении данного закона необходимо учитывать следующее:

1.

Смысл Федерального закона №159-ФЗ в том, что при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком.

Внимание: Федеральный закон №159-ФЗ действует до 01 июля 2010 года, после указанной даты приобретение имущества по указанной ниже процедуре невозможно.

2. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  • для юридических лиц – суммарная доля участия государства (муниципалитета) либо любых организаций (включая иностранные) и иностранных физических лиц в уставном (складочном) капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25%. При этом доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 250 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (на 2008 год: микропредприятия – 60 млн рублей; малые предприятия – 400 млн рублей; средние предприятия – 1000 млн рублей).

3. Федеральный закон № 159-ФЗ не распространяется на:

  • федеральное имущество;
  • недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;
  • недвижимое имущество субъекта РФ и муниципалитета, включенное в Перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП.

Отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего государственному или муниципальному унитарному предприятию и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, возможно, но является правом субъекта РФ (муниципалитета).

4. Основания реализации права на преимущественный выкуп арендуемых помещений субъектами малого и среднего предпринимательства:

  • арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании субъектов МСП непрерывно в течение 3-х и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (закон вступил в силу 05 августа 2008 года) в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
  • арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение 3-х и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
  • площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов РФ предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности (в Свердловской области предельное значение площади – 2 000 кв.м.);
  • арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

5.

Имущество, включенное в Перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество (ч.4 ст.18 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Конкретные перечни утверждаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, порядок формирования перечней (критерии включения имущества в перечень) устанавливаются, соответственно, нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами (ни в самой Свердловской области, ни в муниципальных образованиях на территории Свердловской области такие перечни, ни даже критерии их формирования до настоящего момента не приняты).

Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

6. Общий порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемых помещений:

  • орган государственной власти субъектов РФ или орган местного самоуправления предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов-субъектов МСП на приобретение арендуемого имущества;
  • уполномоченные органы власти в течение 10 дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направляют арендаторам – субъектам малого и среднего предпринимательства – копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее – предложение), а также проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества и договоров о его залоге;
  • при согласии субъекта МСП на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение 30 дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проектов договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге (при условии наличия заявления субъекта МСП о соответствии его условиям отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства);
  • оплата выкупаемого помещения производится – по выбору субъекта МСП – единовременно или в рассрочку (рассрочка не может быть более срока, установленного субъектом РФ, в Свердловской области установлен предельный срок рассрочки – 5 лет);
  • при оплате помещения в рассрочку обязательно заключение договора залога выкупаемых помещений, кроме того, на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества (например, на момент написания данного Заключения ставка ЦБ РФ – 13% годовых).

7. Специальный порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемых помещений (ст.9 Федерального закона №159-ФЗ) – вступает в силу с 01 января 2009 года:

Субъект МСП (далее – заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов МСП и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее – заявление), не включенного в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

При получении заявления уполномоченные органы обязаны:

  • обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, в двухмесячный срок с даты получения заявления;
  • принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
  • направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

8. Право субъекта МСП на преимущественный выкуп арендованных помещений прекращается:

  • с момента отказа субъекта МСП от заключения договора купли-продажи арендуемого имущества и (или) договора о залоге имущества, приобретаемого в рассрочку;
  • по истечении 30 дней со дня получения субъектом МСП предложения и (или) проектов договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в случае, если эти договоры не подписаны субъектом малого или среднего предпринимательства в указанный срок;
  • с момента расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом МСП.

То есть фактически право субъекта МСП на выкуп арендуемого им помещения является однократным (в отношении каждого помещения) и может быть реализовано только в случае дачи согласия на выкуп в течение 30 дней с момента получения от собственника помещения предложения и (или) проектов договора купли-продажи арендуемого имущества.

9. Возможности для воспрепятствования реализации субъектами МСП права на преимущественный выкуп арендуемых помещений достаточно многочисленны.

Поскольку субъекты РФ и муниципалитеты не заинтересованы в продаже помещений субъектам МСП, по нашему мнению, на практике эти органы постараются максимально затруднить и затянуть реализацию Федерального закона №159-ФЗ:

9.1. формально законными способами:

  • не принимая решений об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, поскольку конкретный срок для принятия таких решений законодательством не установлен;
  • включая в Перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (п.5 данного Заключения) максимальное количество имущества, поскольку порядок формирования таких перечней и критерии включения имущества в перечень законодательством не установлены;

9.2. незаконными способами:

  • не направляя арендаторам – субъектам МСП – копии решения о приватизации имущества и (или) предложений о заключении договоров купли-продажи имущества;
  • не реагируя на заявление субъекта МСП о соответствии условиям отнесения к категории субъектов МСП и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
  • уклоняясь (по любым мотивам) от заключения договора купли-продажи имущества либо отказывая (по любым формальным надуманным мотивам) в реализации права субъекта СМП.

Например, условием для выкупа является перечисление арендной платы за аренду имущества «надлежащим образом в течение 3-х и более лет». При такой формулировке муниципалитет может формально отказать в реализации права на выкуп помещения при просрочке оплаты арендной платы по договору за любой месяц даже на один день.

10. Защита прав субъектов МСП возможна следующими способами:

  • Отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества могут быть обжалованы в арбитражном суде.Срок обращения в арбитражный суд – не позднее 3 (трех) месяцев с момента, когда субъект МСП узнал о нарушении своих прав (п.4 ст.198 АПК РФ).
  • В случае продажи арендуемого имущества с нарушением преимущественного права на его приобретение (то есть не субъекту СМП, а иному лицу) субъект МСП, в течение 2-х месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о таком нарушении в отношении арендуемого имущества, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя в судебном порядке (ч.2 ст.6 Федерального закона №159-ФЗ).

недвижимость, приватизация, споры по недвижимости

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/159_fz_o_vykupe_arendovannogo_imushestva/

Артель
Добавить комментарий